Меню
16+

Сетевое издание "Району яшаву"  «Будни района»

31.07.2017 11:28 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сёла, объединённые одной судьбой

Источник: А.А.Бахмудов, директор Зеленоморской СОШ, историк, краевед

Сёла, объединённые одной судьбой

Мы помним из истории суровых военных лет многие народы СССР незаслуженно подверглись репрессиям. Репрессии коснулись и народов Северного Кавказа. В частности, знаем о выселении чеченского народа в Сибирь и Северный Казахстан . В связи с этими событиями жителей многих сел Дагестана переселили в ЧИ АССР, в том числе и жителей сел Чахри и Санакари в 1944 году. Процесс переселения очень тяжело отразился на чахринцах и санакаринцах. Война еще не закончилась . Мужчины в основном находились на фронтах. 

Женщины с детьми, старики покидали свои обжитые, хотя и в трудных условиях дома, и переселялись в новые места. Подростки-пастухи и чабаны пешком перегоняли скот из гор Дахадаевского района в Чечню. Их путь  был долгий и тяжелый. Климат на равнине был совсем другой чем горах. Многие начали болеть и даже умирали. В очень  тяжелых  условиях горцам пришлось  налаживать жизнь на новом месте. Вместе с чахринцами и санакаринцами на новом месте оказались сулевкентцы, шалинцы, дуахарцы. Всех переселенцев из разных сел Дагестана поселили в ЧИ АССР в Шурагатском районе, поселению дали название Сулевкент. Очень трудно было налаживать жизнь и быт на новом месте. Однако вера в скорую победу и светлое будущее способствовали преодолению трудностей.

Жизнь постепенно наладилась на новом месте. Трудоспособное население работало в колхозе на МТФ. Дети ходили в школу. Росло новое поколение чахринцев и санакаринцев, которые родились в Чечне. Стали забывать о тяжелых годах войны, переселения. Постепенно улучшилась жизнь переселенцев.

Мы из истории нашей страны знаем ,что после смерти в 1953 году И.В.Сталина, особенно в 1956 г после ХХ съезда партии в руководстве и в самой стране произошли коренные изменения. В результате Хрущевской «оттепели» были реабилитированы репрессированные народы, в том числе и чеченцы.

Чеченцы постепенно стали возвращаться в свои исконно родные места , в свои отцовские дома. Получилось так, что под одной крышей стали жить чеченцы и дагестанцы-переселенцы. Жили дружно, никто ни на кого обиды не держал. Что важно и чеченцы, и переселенцы — дагестанцы понимали, что их вины в таком положении нет ,понимали , что они являются заложниками воли руководства страны и их политических амбиций. Такое неопределенное состояние переселенных горцев и реабилитированных чеченцев долго не могло продолжаться. Чахринцы и санакаринцы, как и другие переселенцы были в негодовании. Возникал вопрос, что же будет дальше? Какова будет воля руководства? Было решено переселяться обратно . Имущество и скот колхоза им.Ворошилова было разделено между переселенцами разных сел пропорционально количеству жителей как «пай»- доля. Свои «паи» достались чахринцам и санакаринцам . Некоторые дагестанцы переселились на равнинную часть Дагестана. Так у сулевкентцев возникло новое село Сулевкент в Хасавюртовском районе. Шалинцы переселились в Коркмаскалинский район, в поселок Тюбе. Чахринцы и санакаринцы вернулись в свой Дахадаевский район, в села Чахри и Санакари.Однако от сел остались одни развалины.

За 14 лет крыши обвалились, дороги заросли. Время и суровый климат сделали свое дело. Беда одна не приходит, говорят. По непонятным причинам доставшиеся переселенцам свои паи от колхоза им. Ворошилова имущество и скот были переданы в колхоз села Ицари. Ицаринцы не были переселены в ЧИ АССР. Чахринцы и санакаринцы практически остались «у разбитого корыта». Для жителей этих сёл настали тяжелые времена. Временно многие из переселенцев разместились у своих кунаков в селении Ицари. Жителям сел Чахри и Санакари пришлось приложить огромные усилия, неимоверный труд и терпение, чтобы восстановить села. Горцы привыкли трудиться и преодолевать трудности. Одни занимались восстановлением домов, другие приводили в порядок дороги. Некоторые занимались восстановлением мостов и мельниц. Часть жителей занималась вырубкой леса в отведенном месте для бревен. Женщины, подростки и даже дети помогали взрослым восстанавливать и возрождать села. Работы хватало всем. Чахринцы и санакаринцы помогали друг другу. Совместно выходили расчищать дорогу до Санакари и до Ицари. Расчищали и благоустраивали источники питьевой воды. Были восстановлены и школы. В с. Санакари начала функционировать начальная школа, в с.Чахри – восьмилетняя. Скоро села были восстановлены. Видимо, чахринцы и санакаринцы славились хорошими каменщиками, мастерами по обработке камня и дерева. Об этом свидетельствуют высокие каменные строения и арочные сооружения с узорами, специфическим орнаментом. Высоким художественным качеством и обработкой отличаются надгробные камни горцев. 

Жизнь горцев постепенно наладилась. Чахринцы и санакаринцы начали заниматься привычными для этих трудных мест занятиями. Развели скот, птицу, восстановили и занимались террасным земледелием, обрабатывали шерсть, камень, дерево, шкуру, пасли скот. Наладили и кузнечное дело. Чахринцы и санакаринцы орудия труда изготовляли в основном сами, свои кузнецы. По-прежнему в этих местах не было транспорта и дорог транспортных, электричества. Использовали гужевой транспорт и керосиновые лампы. Надо отметить тот факт, что в этих селах функционировало радио. Чахринцы и санакаринцы получали последние известия о событиях в республике и стране через радио. Жизнь горцев вошла в привычное русло . Чахринцам и санакаринцам и в страшном сне не могло присниться , что их ожидает еще одно переселение.

В 1964 году Н.С. Хрущев был смещен с поста 1 секретаря ЦК КПСС. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев.

 В 1965 году началась эко­номическая реформа в СССР, в частности в Дагестане природно-климатические условия соответствовали возделыванию винограда. Виноградарство –  высокорентабельная культура. Для возделывания винограда нужны были рабочие руки, их на равнине не хватало. Решением руководства ДАССР в 1966 году началось переселение чахринцев и санакаринцев на равнину в Ленинский, ныне Карабудахкентский район, на берег Каспийского моря. Уехать с родных мест было сложно . Как уже выше было сказано транспортных дорог не было до с.Ицари. Всю скудную мебель и домашнюю утварь на ослах везли из Чахри и Санакари в село Ицари. В Ицари грузили на машины и везли на новое место жительства. Переселение продолжалось до конца 60-х годов. Надо отметить тот факт, что с даргинцами из гор на новое место жительства были переселены и лезгины. Домов на новом месте для жилья не было, их предстояло еще построить. Переселенцев разместили в бараках, построенных заключенным вблизи МТФ. Жители сел Санакари и Чахри стали вновь жить вместе на новом месте. Несколько десятков хозяйств последней партии переселения чахринцев и санакаринцев по их желанию переселили в с.Дружба Каякентского района. Думаю, что в демографическом плане это отрицательный факт, т.к. семьи, переселенные в Дружбу, смешаются с другими народами  Дагестана и перестанут быть чахринцами и санакаринцами.

Спустя 50 лет после переселения с гор нынешнее поколение уже видим и ощущаем вышесказанный факт. Наши дети уже не знают друг друга, не встречаются и не общаются, теряются связи, создают межнациональные семьи. Было бы лучше совместное проживание всех переселенцев. Эта тема, конечно, другого разговора. По мере переселения взрослое население включалось в строительство домов. Разбили планы — земельные участки. Дома строились за счет государства, а строили дома сами переселенцы. Материалом для строительства служил глиняный саман. Переселенцы в массовом порядке резали саман. Взрослым помогали и дети-подростки. Полы, окна, двери, потолки ,крыша- все поставлялось государством. Строили однотипные дома: веранда, коридор и четыре комнаты. Переселенцы ударно трудились, устраивали соревнования между семьями, кто быстрее и больше порежет саман, кто быстрее поднимет стены и перекроет крышу. Работа по строительству домов на новом месте кипела.

Рассказывают, что первым фундаментом, заложенным на новом месте с капсулой для потомков, был  фундамент дома Магомедова Исмаила. Дома росли как грибы. Их перекрывали шифером. Эти дома тогда казались хоромами по сравнению с домами в горах. В течение очень короткого времени на берегу Каспийского моря вырос новый населенный пункт со звучным названием Зеленоморск. Думаю, что такому красивому названию способствовало само месторасположение населенного пункта. Вокруг села росли зеленые виноградники, в  близи Каспийского моря. К концу 1967 года в основном строительство домов завершилось. Одновременно шло строительство сборно-щитовой школы, детского сада из силикатного кирпича. К сентябрю 1967 года строительство школы было завершено. Школа приняла своих первых учеников. С сентября 1967 года в с.Зеленоморск начала функционировать восьмилетняя школа. По непонятным причинам строительство детского сада не завершили, со временем стены развалились . Рассказывают, что должны были построить стадион, спортзал для занятия молодежи спортом, дом культуры для проведения досуга. Однако эти сооружения не были построены. В селении Зеленоморск также построили один восьмиквартирный дом,  сегодня в этом здании функционирует начальная школа и столовая, которую переоборудовали под сельский спортзал после пожара.

В трех километрах от Зеленоморска находится населенный пункт Манаскент. За очень короткий промежуток времени у Зеленоморцев установились тесные дружеские отношения с жителями Манаскента, где в основном проживают кумыки.

Все, что не случается — к лучшему, говорят. Переселенцам стало гораздо легче жить и работать на новом месте. Само место расположения было очень выгодным. Многие чахринцы и санакаринцы, которые не видели до 1966 года машины, поезда, самолета, электричества, бытовой техники оказались в центре Дагестана. Рядом море ,железная дорога, аэропорт, города Каспийск, Избербаш, Махачкала. Можно было работать, зарабатывать, жить, устраивать быт.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

249